Присылайте свои регистрационные анкеты, письма, отклики и вопросы по e-mail. Наши адреса: sch075@omsk.net.ru, Natzkevich@mail.ru
 НАЗАД Шарыпов Николай Сергеевич

          Тысячелетняя история русского государства сохранила свидетельства о многих тысячах подвигов своих сынов: от богатыря Пересвета до героев чеченской воины. О них пишется летописи, книги, слагаются песни. Во все времена подвиг героя становился образцом для подражания и воспитания молодежи.
    Но было и такое, что в пелену без вести уходили подвиги целых частей и подразделений, сражавшихся до последнего.
    В этом году будет отмечаться 60-летие Великой Победы над фашизмом. Все больше времени отделяет нас от этих событий, все меньше остается живых свидетелей и участников войны, а с ними уходит и память.
    Но этого быть не должно, ведь только благодаря тем людям, мы сейчас живем и наслаждаемся свободой. Для того чтоб не дать этой памяти умереть, мы решили принять участие в предложенном вами конкурсе. Мы прочитали много книг о войне, просмотрели много фильмов, знаем о многих героях не понаслышке, но, зайдя в наш школьный музей, в глаза нам бросилась совершенно неизвестная фамилия. На вопрос: «Кто это?», нам ответили, что это дважды герой Советского Союза, наш земляк, выпускник школы №6, Шарыпов Николай Сергеевич. Именно тогда мы решили, что он должен стать тем человеком, память о котором не должна умереть.
    Шарыпов Николай Сергеевич, родился 15 ноября (по новому стилю 28 ноября) 1915 года и вырос в городе Архангельске на улице Поморской. До шестого класса Николай Сергеевич учился в школе №6 (которая раньше называлась фабрично-заводская семилетка), а затем в Соломбале – в школе морского ученичества (сейчас морской профессиональный лицей имени С.Н.Орешкова) на машиниста и слесаря. По окончанию школы Шарыпов ушел кочегаром с научной экспедицией в Арктику на ледокольном пароходе «Георгий Седов». Это был июнь 1937 года. Николай Сергеевич был самым молодым из 15 участников этой экспедиции. Но ни один из них не мог предположить, что именно этот молодой человек, рискуя своей жизнью, спасет пароход и всю команду от гибели во льдах. 23 октября «Г.Седов» был вынужден встать на зимовку. В 23 часа 15 минут 26 сентября 1938 года льды стали валить «Г.Седов» на правый борт. Отливное отверстие запасного холодильника ушло под воду. Неисправный клапан его даль течь. С ростом крена рос напор струй, проникавшей в корпус воды. В полночь крен на правый борт достиг 30 градусов. С каждой принятой тонной воды судно погружалось, и с тем большим давлением на корпус устремлялись новые её потоки. Принять вертикальное положение «Г.Седову» мешала примерзшая за 10 месяцев дрейфа по всей подводной части корпуса ледяная «калоша» до 10 метров толщиной.
    Наблюдая за трехчасовым авралом, в ходе которого безуспешно пытались соорудить цементный ящик и откачать ручной помпой воду, виновник произошедшего, неопытный капитан «Г.Седова» К.С.Бадигин осознал тщетность усилий команды: океан вгонял внутрь судна 25-30 тонн воды ежечасно, а откачивали не более 10.
    В два часа ночи 27 сентября 1938 года машинист Николай Шарыпов и механик Сергей Токарев спустились на лед, чтобы во тьме отыскать ушедшее на полтора метра под воду злополучное отверстие в борту и попытаться законопатить его пучками пакли, обмазанной тавотом.
    20 минут при температуре воздуха минус 12 градусов они поочередно барахтались в ледяной воде (минус полтора градуса), причем Шарыпову в нее пришлось нырять с головой. Но доступ воде смельчаки перекрыли! Своими самоотверженными действиями они спасли «Г.Седов» и всех на нем от неминуемой гибели. За этот героический поступок Николай Сергеевич получил звание героя Советского Союза за подвиг в мирное время.
    Но это был не последний его подвиг. Также он проявил себя и в годы Великой Отечественной Войны, где командовал взводом разведки. В начале он служил моряком на Северном флоте, на транспортных, а затем военных судах. В 1942 году вместе с двумя батальонами моряков он участвовал в Сталинградской битве. Если бы не подвиги этих моряков, возможно 62-ая армия погибла и не выполнила свои задачи, но благодаря им планы немцев были сорваны. Флот – единственный из всех вооруженных сил страны – встретил первый день войны во всеоружии. Стратегическая наступательная операция советских войск по окружению и разгрому войск противника под Сталинградом длилась с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года.
    Историческое значение этой битвы огромно. Это был такой сокрушительный удар, который до основания потряс всю немецкую военную машину. Стратегическая инициатива перешла к советским войскам. Был сломлен моральный дух солдат и офицеров вермахта. Эта победа Красной Армии внесла решающий вклад в развитие коренного перелома в Великой Отечественной Войне и всей второй мировой войне.
    За проявленное мужество Николай Шарыпов был награжден орденом Красной Звезды. Он прошел всю войну, проявляя смелость и находчивость. За боевые заслуги Николай Сергеевич был награжден орденом Отечественной Войны.

И вот наступил долгожданный День Победы!
9 мая - День великих людей, великих побед и великой славы!
9 мая – вы пронесли, пройдя сквозь огонь, нападенья, пожары!
9 мая – вы нам принесли сердцами свободными, жаждою воли,
В 9 мая Отчизну спасли! Спасибо вам, храбрые наши герои!

    Но и после войны люди способны на подвиги. Это доказывает случай, произошедший с Николаем Сергеевичем уже после войны. В 1966 году он получил тяжелые увечья во время спасения строителей. В то время он работал на строительстве высотных зданий в Москве. Когда кран заводил на площадку монтажа бетонную плиту, соскочил и оборвался один из стропов, и плита полетела на строителей. Заметив это, Николай Сергеевич метнулся ей навстречу и заслонил собою людей. После полученной травмы ему ампутировали ногу, но жизни людей были спасены.
    Но эта информация не удовлетворила нас, и мы решили найти источник, который помог бы нам побольше узнать о Шарыпове. Мы обратились к капитану дальнего плавания Борису Коротяеву, который лично знал Шарыпова не только как героя, но и как человека. 24 января 2005 года директор нашей гимназии получил письмо от Бориса Коротяева, в котором он поделился своими воспоминаниями: «В июне 1945 года я получил назначение на один из крупнейших и новейших судов СМП (Северного Морского Пароходства) пароход «Диксон». В Архангельск судно пришло после завершения Петсамо-Киркенесской операции, принимая активное участие в перевозке войск, техники и танкового соединения для Сталинграда. В этих рейсах участвовал и Н.С. Шарыпов.
    Так я впервые встретился с Героем-седовцем. Н.С. работал машинистом, а я в палубной команде. Были рейсы в Арктику, а в конце 1945 года все суда СМП пошли в первые заграничные рейсы без конвоев, без охраны, только велика была минная опасность.
    Мне представился Н.С., как скромный, общительный человек. Его очень уважали на судне. Мы его просили рассказать о днях дрейфа, что он делал очень интересно и опять-таки с присущей ему скромностью. Очень редко он был при «регалиях». Мне дважды довелось присутствовать на приемах, и у него скромно сияла на груди «Звезда Героя».
    Летом 1946 года я узнал, что его переводят на пароход «Сталинабад».
    Уже спустя много лет я узнал, что он живет в Москве. Моряки, которые плавали с ним, бывали у него и всегда отмечали радушный прием, он интересовался: «А как там живут архангелогородцы?», передавал приветы.
    Я до сих пор вспоминаю этого заслуженного моряка-полярника, перебирая свои архивы, ведь и у меня флоту отдана вся жизнь: от юнги до капитана дальнего плавания».
    Много сил и изобретательности Шарыпов вложил в изготовление недостающих для научных исследований приспособлений и механизмов. В книге К.С. Бадигина «На морских дорогах», автор называет Николая Сергеевича «замечательным выдумщиком, мастером на все руки, отважным человеком». На вопрос: « Какой был самый страшный случай в его жизни?», он ответил: «Страшнее всего было нырять в ледяную воду под «Седова», так как льды могли сойтись и его придавило бы или я просто не смог бы вынырнут».
    Марка, выпущенная в апреле 1949 года, знаменита не только тем, что на ней изображены 15 Героев Советского Союза. Это единственная почтовая марка из 6380, выпущенных за годы советской власти, на которой изображён уроженец Архангельска Николай Сергеевич Шарыпов, к слово, и самый молодой за всю историю СССР Герой Советского Союза, удостоенный высшей степени отличия за гражданский подвиг. Звание Героя ему присвоили в 24. Он ещё и единственный уроженец Архангельска, удостоенный этого звания. Больше никому из рождённых в Архангельске звание Героя Советского Союза присвоено не было.
    Об этом Герое известно очень мало, информацию об его подвиге мы собирали буквально по крупинкам. Главными свидетельствами его подвигов остаются только воспоминания его друзей. Он мало рассказывал о своих подвигах, хотя это мужественные, самоотверженные поступки.
    Когда мы вспоминаем о Героях, мы невольно представляем себе людей, готовых к самопожертвованию, несгибаемых, с необычайной стойкостью, мужественных, самоотверженных патриотов. Размышляя о подвигах, мы задаем себе вопрос: «А ради чего они совершались?». И получаем ответ: « Это порыв души и сердца, неподвластный разуму и мыслям».
    В нашем понимании Герой – человек, совершающий поступок во благо своего народа, как истинный патриот своей страны. Каждый должен стремиться к этому, чтобы стать достойным гражданином. Пусть Герои и не идеальны порой, но у них чистая душа и золотое сердце.


Hosted by uCoz