Присылайте свои регистрационные анкеты, письма, отклики и вопросы по e-mail. Наши адреса: sch075@omsk.net.ru, Natzkevich@mail.ru
 НАЗАД Питер Мален Бразерс


         "Битва за Британию" была во многом, сражением за истощение, и победили в ней, кто приложил в боях чуть больше сил, чем это было возможно. Пилот, о котором мы собираемся рассказать, мало известен широкой общественности.
         Питер Мален Бразерс начал службу в 23 эскадрилье "Харрикейнов" в октябре 1936 года, а в 1938 году стал командиром звена. Первые свои победы он одержал в мае 1940 года: 18 числа сбил неподалеку от Камбрэ BF-109, а 23 – BF-110 над Ипром. Во время "Битвы за Британию" он уничтожил восемь самолетов, в том числе пять Мессершмитов BF-109E."
         Любому из нас часто приходилось сталкиваться с подавляющим превосходством противника в воздухе. Мы думали: "Господи, как же мы собираемся воевать с такой верой?". С хвоста вражеские бомбардировщики были неплохо защищены и встречали нас стеной огня. Но если удавалось забраться повыше или атаковать их в лоб на равной высоте, то появлялась возможность разрушить их боевой порядок.
         Как пилот "Харрикейна", я в какой-то степени побаивался и даже уважал "109". Во-первых, он быстрее уходил в пикирование. Если летчик BF-109 замечал тебя, он выпускал очередь, затем мог резко нырнуть вниз и вслед за этим начинал стремительно набирать высоту. Ты просто не успевал за ним уследить. Единственное, что оставалось сделать, это перевернуться вниз головой и сразу выполнять петлю. В этом случае "109" делал горку, оказывался на одном уровне с "Харрикейном" и попадал в прицел.
         Однажды я посмотрел в зеркало заднего вида и увидел самый большой "109" из всех, которые когда-либо встречал. Во всяком случае, мне так показалось. Он обстрелял меня и тут же взмыл вверх, но на его месте появился мой второй номер, который тоже вел огонь по моему самолету! Когда мы приземлились, я два дня гонял ведомого по огневой подготовке и наконец сказал ему: " Не стреляй по друзьям... А если уж в кого-нибудь стреляешь, то будь уверен, что попадешь!"
         Хотя "Харрикейны" в основном действовали против бомбардировщиков, они всегда подвергались опасности попасть под удар истребителей сопровождения. В качестве защитной меры Питер Бразерс всегда стремился летать с небольшим отклонением руля, в результате чего его самолет слегка скользил на крыло. Это создавало серьёзные проблемы атакующему при определении угла упреждения и затрудняющему прицельную стрельбу по "Харрикейну". Конечно лучше всего было бы вообще не допускать к себе противника, но в реальной боевой обстановке это не всегда удавалось. Сам Питер Бразерс отмечал: " Обзор из кабины " Харрикейна" был довольно неплохим, за исключением задней полусферы. Зеркало, естественно, помогало, но не настолько хорошо, как могло бы показаться. Оно давало ощущение только высокой скорости, а вовсе не представление о том, что делается сзади".
         9 сентября его перевели в 257 эскадрилью, которая к этому времени понесла тяжелые потери. Вдвоем с новым командиром эскадрильи, Бобом Током, они вывели её из тяжелого положения и повели в бой днем 15 сентября. В этой операции Питер Бразерс одержал ещё две победы. Но на заключительном этапе "Битвы за Британию", когда в полетах принимали участие преимущественно "109" , имевшие большой потолок, у "Харрикейнов" уже не было особых шансов на успех. Поэтому в 1940 году Питер Бразерс больше не имел побед. Сам он комментировал это так:
         "На высоте постоянной проблемой был холод. Фонарь запотевал, а затем лобовое стекло покрывалось снаружи и внутри льдом. Правда, боковые стекла были изготовлены из плексигласа и обеспечивали неплохую видимость. Страшное неудобство причиняли очки, но они здорово помогали, когда требовалось прыгать с парашютом, и защищали глаза от ожогов, если твой самолет горел". Отдохнув в январе 1941 года, Питер Бразерс с июня того же года, возглавил 457 австралийскую эскадрилью, а затем 602-ю, летавшую на самолетах того же типа. В октябре 1942 года он командовал авиакрылом в Тангмере, затем некоторое время служил в штабе 10 авиагруппы. В 1944 году он получил под командование авиакрыло в Экстере , а во время высадки союзников в Нормандии возглавил авиакрыло Кульмхед. Там он записал на свой боевой счет 16, последнюю победу, сбив 7 августа 1944 года FW 190.
         После войны Питер Бразерс дослужился до коммодора авиации и ушел в отставку в 1973 году.


Hosted by uCoz